Литература с комментариями

В этом разделе я предлагаю тексты других авторов с необходимыми на мой взгляд комментариями. Мотвация необходимости таковых комментариев — своего рода «перевод с русского на русский» для коллег, интересующихся программой ФМРГ и ищущих связь между научной информацией других авторов и теоретической основой ФМРГ.


В. П. Морозов

Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. О головных резонаторах

Я часто получаю письма с вопросами по поводу теории и практики певческого голосообразования и пения, как музицирования голосом, как исполнительского искусства. В том числе вопросы по поводу того, что пишут другие авторы. Отвечаю я подробно, с применением текстов других авторов, при необходимости комментируя спорные моменты. Это ответ на письмо с вопросом о роли головных резонаторов. Я ответил автору письма, но, думаю, для тех вокалистов, у которых голова не только для резонаторов, этот ответ тоже пригодится.

скачать .docx


В. И. Юшманов

Вокальная техника и ее парадоксы — глава первая

«...Аналогично звук, образуемый голосовыми складками (в чём многократно убеждались во время операций на открытой гортани), напоминает свист. Он слаб, неимеет характеристик певческого голоса и вполне сопоставим со звучанием трости язычковых духовых инструментов. К этому можно добавить, что точно также, как тростевой призвук нежелателен в звучании духового инструмента, — присутствие связочного компонента в звучании певческого голоса оценивается и профессионалами, и слушателями как дефект вокальной техники (пение «на связках»).

— Я полностью согласен с этой аналогией, и, как бывший валторнист задолго до В.И. перед разными аудиториями проводил эту же аналогию с медными духовыми. А вот, аналогия другого направления — вниз — с деревянными духовыми (двухтростевыми гобоем и фаготом) мне не пришла в голову».

скачать .docx


В. И. Юшманов

Научная теория певческого искусства и проблемы профессиональной подготовки певцов и преподавателей сольного пения в системе консерваторского образования

«Не является секретом, что в настоящее время теоретическая подготовка певцов и преподавателей сольного пения в системе отечественного музыкального образования пребывает в узких рамках вокальной методики – теории так называемой «постановки певческого голоса», ограничивающейся в своей научно-исследовательской части изучением физиологии голосообразования и акустических особенностей голосов оперных певцов. Что же касается важнейшей и невидимой со стороны «психической составляющей» профессии певца и вокального педагога, то эта область до настоящего времени оставалась ускользающим, недоступным для исследования «белым пятном»...

скачать .doc


Дэвид Джонс

Очень интересный и важный текст, полностью подтверждающий то, что в ФМРГ называется «фонетическим компонентом механизма “прикрытия”» и совпадающий с исследованиями В.И. Юшманова о положении языка у выдающихся вокалистов.

скачать .docx